Автор: Puma 

В этом мастер-классе мы попытаемся сделать вот таких забавных дракошек из папье-маше.

Прежде чем начать — включаем любимую музыку, забываем (на время ) обо всех проблемах, заботах и делах и  начинаем… медитировать.
Да-да, именно медитировать, ведь любая ручная работа, выполняемая с удовольствием, очень успокаивает, дает возможность отвлечься от суеты, забот, проблем…
Ну и с чего же мы начнем?
А начнём мы с создания эскиза.
В этом нам может помочь уже готовая картинка, если будет создаваться уже придуманный кем-то образ.
Ну, а если это будет невиданный зверь, то тут было бы неплохо прорисовать все детали, их расположение и пропорции.

Хочу заметить, что в процессе работы может сложиться так, что образ сам начнет диктовать те или иные уточнения к своему внешнему виду и в итоге может
получиться не совсем  то, что было задумано. Но если  образ уже хорошо сложен и отшлифован мысленно, что изменения в процессе изготовления могут быть
совсем небольшими.

Итак — эскиз готов. По нему мы выкладываем проволочный каркас тела. Нужно постараться поточнее передать все изгибы. От этого зависит выразительность нашей работы.

На каркас нужно намотать слой газеты, смоченной в клее ПВА. Клей лучше разбавить водой, —  нам будет мешать, если он будет быстро «схватываться».

Жгуты газеты должны плотно обхватывать проволоку. В местах утолщений — добавить еще слой.

На фото видно, что наложено несколько слоев — и один из них тканевый. Для удобства можно использовать и ветхую ткань. 
Для того чтобы было удобно продолжать работу дальше, заготовку нужно подсушить. 
Сделать это можно летом на солнце, зимой — на батарее, или в не очень горячей духовке (режим приготовления сухофруктов)
Заготовка  тельца должна быть сделана с запасом объема — быть тоньше, чем нужно — ведь сверху на нее будет наложен еще фактурный слой. Именно для фактурного слоя мы и оставим запас объёма.

На подсушенную заготовку нужно нанести дополнения. В нашем случае это — зубчики на спине и складочки на животе.
Зубчики вырезаются из тонкого картона. А для складочек мною была использована плотная льняная ткань. 
Ее тоже нужно смочить в клее и задрапировать. Всё оставляем сохнуть. 
И приступаем к изготовлению крылышек, ножек и ручек.
Для них нам понадобится медная проволока. Для ножек удобнее брать трехжильную — три пальчика на ножке получатся, если вы снимете часть оплетки на конце проволочной заготовки. 
Перепонки можно сделать — обклеив проволочные «пальчики» бумагой так, чтобы получилось что-то напоминающее ласты.
Для крыльев подойдет  медная одножильная проволока.
Основным требованием  к проволоке для крыльев и ножек — хорошая жесткость и упругость, именно от этого зависит устойчивость фигурки и прочность крыльев.

Каркас крыльев тоже делаем по эскизу, скрепляя кусочки проволоки ниткой, или тонкой проволокой.

На готовый каркас приклеиваем кусочек гипюра. Клей должен быть густым, с хорошей схватываемостью. Здесь я использую клей ПВА столярный.
Когда гипюр прочно приклеился — аккуратно отрезаем все лишнее. Можно для прочности  прошить по гипюру ниткой  «в обхват» проволоки.
 После этого покрываем  все крылышки слоем ПВА. Всё сушим.

Приступаем к изготовлению ручек.





Для пальчиков нужна тонкая медная проволока, которая будет обматываться полосками  бумажных платочков.Полоски не нарезаем ножницами — а разрываем вручную — рваный край будет менее заметен на тонких детальках.
 Наносить клей на бумажные ленты нужно очень аккуратно, и лучше, если он будет во флаконе с тонким носиком — просто наливайте клей тонкой нитью по всей  бумажной ленте и сразу наматывайте на проволоку, кистью при этом не пользуемся.

Еще хочу добавить, 

что сушить заготовки пальчиков лучше располагая их вертикально, воткнув  по одному в подставку из куска пенопласта.

Изготовление пальчиков — самая кропотливая часть работы. Кому сложновато — можно сделать ручку без пальчиков — просто вылепить из бумажной массы ручку упрощенной формы.

Ну, а кто захочет потрудиться — оно того стоит, согласитесь,  — такие ручки очень украсят работу, придадут ей особую выразительность…
Ручки выполнены в упрощенной технике Наташи Лопусовой-Томской.

Обклеенные высохшие заготовки пальчиков собираются в кисть и скрепляются между собой такими же полосками бумаги, их каких  делали обмотку для пальчиков.

Дальше приступаем к изготовлению головы

Для головки вырежем заготовку из строительного утеплителя … Материал очень податливый, работать с ним легко.

Вот такая деталька получилась у меня. Здесь нужно не забывать, что вырезать ее нужно с учетом того, 
что на нее будут накладываться бумажные слои и размер ее в процессе работы увеличится. Значит, вырезая, учитываем  и тут запас  объёма для последующих слоев.

Обкливаем заготовку слоем газеты. А верхним слоем будет —  фактурный.

Фактурный слой  — бумажная масса, смоченная клеем  ПВА. Я для удобства раскатываю ее скалкой, поместив в целлофановый пакет. 
В таком виде ее можно хранить несколько дней, пока не используете всю.

Аккуратно извлекаем массу из пленки и наносим на заготовку. Это помогает нам равномерно покрыть всю фигурку фактурным слоем. 
Накладывать его нужно аккуратно, уплотняя сухой щетинной кистью, стараясь сохранить все неровности, не сглаживать их.

 

Вот в итоге что у нас должно получиться.

Соединение деталей дело несложное. Шилом делаем отверстия в нужном месте, капаем в отверстие густого клея и вставляем в них детали ручек и ножек. А для прочности — заполняем пустоты в отверстии папье-машовой массой. 
После высыхания все будет достаточно крепко.

И далее начинается самое ответственное — окраска фигурки. 
Тут уж вам потребуется вся ваша фантазия и воображение. Вариантов окраски может быть огромное количество!
Но самое главное — подчеркнуть фактуру поверхности поделки. Для этого используется такой прием, как многослойная окраска. 
Нижние слои будут темнее, верхние — светлее. 
При этом верхние слои  наносятся по «верхам», не перекрывая полностью нижние, чтобы нижние слои краски были видны в углублениях нашего фактурного слоя.
Это придаст выразительности, подчеркнет рельефность поверхности.
Слоев краски обычно бывает 3-4.

И для еще большей выразительности добавим реснички и хохолок.

Вот и всё готово!
Сверху на фигурки нужно нанести защитный слой (мы же ведь помним, что все это — всего лишь бумага). Защитит бумагу от влаги лак, или воск. 
Лак можно использовать любой бытовой для покрытия полов. Воск же мне нравится больше — работа, покрытая воском, очень приятна на ощупь и не имеет сильного блеска.
Для покрытия фигурок воском используйте восковую мастику для полов. После нанесения ей нужно дать подсохнуть и растереть мягкой тканью.

Желаю вам успехов и радости творчества!


Чтобы не пропустить новые идеи, подпишитесь на сайт:

Для подписки введите e-mail: